Функциональная грамотность

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия «функциональная грамотность» — к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится — таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

Функционально грамотная личность — это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Сделаем на них акцент:

  • самостоятельность
  • ответственность
  • инициативность
  • способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях
  • готовность к получению новых знаний в течение всей жизни
  • умение выбрать свой профессиональный путь

А также:

  • умение легко адаптироваться в любом социуме
  • умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей — значит постоянно искать новые решения
  • отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими
  • отличное владение информационными технологиями

Содержание функциональной грамотности школьников

Дети должны научиться идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом:

  • формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
  • развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Рассмотрим одно из составляющих функциональной грамотности. Базовым навыком считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Ресурсы для формирования ФГ

 Цифровые тренажеры.

На портале «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru/

На сайте ФГБУ «ФИОКО»  https://fioco.ru

На сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития

образования РАО»   http://www.centeroko.ru/

На «Школьном портале»

ФизиконЛаб») https://mosreg.physicon.ru/

На сайте ЦНППМПРМО   https://cppm.asou-mo.ru